Как выбирать автолампы?

Как выбирать автолампы?

Автолампы – незаменимый элемент освещения в автомобиле и его безопасности. Нередко автолюбители (особенно неопытные) задаются вопросом о правильности выбора и использования автоламп. В данной статье освещены не только вопросы о том, какие виды и типы автомобильных ламп существуют, но и дается несколько полезных рекомендаций по их выбору и дальнейшей эксплуатации.

Из истории

В качестве первых «автоламп» выступали обычные свечи из воска, а уже чуть позже – керосиновые лампы.

Большим прорывом было изобретение ацетиленовых светильников. Специальный газовый генератор водитель загружал водой и карбидом кальция. В результате данной реакции получался ацетилен (такой же, как и в газосварочных аппаратах), который сгорал после этого в фаре. Познакомившись с данным изобретением и правилами ее эксплуатации, приходит понимание, что задержка розжига современной ксеноновой лампы не является недостатком, а выступает определенной особенностью, которая даже какой-либо критики недостойна.

При оснащении автомобиля хорошей линзованной оптикой такая примитивная конструкция могла довольно неплохо освещать. Но данная конструкция имела и серьезные недостатки: быстро и сильно нагревались фары, эргономика оставляла желать лучшего – через каждые пару-тройку часов необходимо было очищать фары от нагара и заправлять реагенты.

Электролампочки быстро перестали быть необычными предметами, характерными для определенной местности, и было принято решение приспособить их к автомобилям. Первой попыткой была автолампа с угольной нитью. Но она не увенчалась успехом. В этой модели было много недостатков: непереносимость тряски, большое потребление электроэнерегии, неудобная эксплуатация, т.к. данные модели питались от громоздких аккумуляторов, требующих частой подзарядки.

В то время электрогенераторы были примитивны и не востребованы, т.к. не использовались ни стоп-сигналы, ни сигналы поворота, ни какие-либо другие электропотребители.

В 1906 году впервые испробовали вольфрамовую нить, которая обладала более высокой надежностью и имела небольшой расход электроэнергии. В развитии автомобильного освещения большую роль сыграл «генератор-АКБ-стартер», который начал свою деятельность уже через несколько лет первого использования вольфрамовой нити.

Галогеновые лампы

1962 год ознаменовался новым открытием – изобретением галогеновой лампы компанией Hella. Это изобретение стало очень важным, а идея создания довольно простой – в колбу лампы накаливания внедряли соединение йода и брома в газообразном состоянии, препятствующие испарению вольфрама и быстрому перегоранию нити, что позволило довольно сильно уменьшить габариты и значительно увеличить светоотдачу и ресурс. За все это время галогеновые лампы усовершенствовались по качеству и увеличились по количеству.

В настоящее время производители предлагают большое количество разновидностей галогеновых ламп. К примеру, лампы с покрытием создают визуальный эффект ксенонового света. Это не влияет на силу светового потока, а лишь немного меняет цвет. Он несколько белеет и приобретает голубоватый оттенок.

Такую разновидность ламп обычно подписывают как Xenon или Xenon Effect. Это нередко сбивает с толку неопытных автолюбителей. А лампы, подписанные как Long Lifeи DayLong, предлагают повышенный ресурс, что будет очень актуально при использовании их круглые сутки (например, в дневных ходовых огнях).

Для дождливой и пасмурной погоды больше всего подойду лампы с маркировкой All-Weather. А если на упаковке указано +30% (+50% и так далее), то представленная лампа имеет повышенную светоотдачу. У такой лампы электрическая мощность стандартная и она легко подойдет для модернизации штатной оптики без риска перегрева проводки и рассеивателя. Она имеет небольшой прирост световой мощности и является самым экономичным вариантом.

В настоящее время галогеновые лампы при небольшой цене и широком выборе имеют неплохие световые характеристики. Но у них также есть и свои недостатки: маленькое КПД - не больше 10% и сравнительно небольшой ресурс.

Ксеноновые лампы

Со временем изобретатели пришли к мысли, что спираль можно заменить смесью определенных газов. Яркий свет лампа получит при размещении в колбе с двумя электродами под давлением, полученной смеси при замене спирали, с дальнейшим поджиганием разрядом с высоким электрическим напряжением. Такие лампы получили название газоразрядные. А автомобильные лампы получили название ксеноновые из-за использования в качестве «наполнителя» газа ксенон с примесями.

Ксеноновые лампы почти не нагреваются и потребляют мало электроэнергии из-за большого КПД (практически 90%). Из-за их способности не нагреваться продляется долговечность фар автомобиля. Световой поток ксеноновых ламп в отличие от галогеновых ламп намного больше. Из-за отсутствия спирали, чувствительной к ударам и тряске, ресурс получается намного больше.

Но для работы таким лампам нужен «балласт» - специальный блок розжига. В начале, он обеспечивает старт при помощи высокого напряжения (около 25кВ), после чего, с меньшим напряжением (около 85В) поддерживает свечение.

Ксеноновые лампы стоят дороже, чем галогеновые лампы. Розжиг дуги в лампе происходит с некоторым запозданием, а не сразу. Например, при моргании дальним светом эта задержка намного заметнее и может раздражать.

Если в автомобиле изначально нет автокорректора и омывателя фар, то потребуется их установка при нештатной замене галогеновых ламп на ксеноновые лампы. Это обезопасит водителя от ослепления, благодаря обеспечению правильного направления светового пучка и чистоте рассеивателя.

Чаще всего на практике требуется замена и рассеивателя, особенно если он имеет рифленую поверхность. В дополнение ко-всему желательно будет установить линзы.

К правильной регулировке и эксплуатации ксеноновых ламп нужно относиться очень ответственно, с пристальным вниманием, т.к. мощный световой поток может привести к ослеплению водителей, в результате чего возможно возникновение аварийной ситуации.

Ксеноновые лампы устанавливают в фары, как для ближнего, так и для дальнего света. Но существуют и комбинированные – биксеноновые системы. В них находится в основном одна колба, а переключение производится при помощи специальной шторки или за счет продольного перемещения колбы. Биксеноновая лампа для правильного формирования светового потока снабжается металлическим экраном.

В дешевых системах при езде по неровностям данный механизм разбалтывается. Особенно хорошо видно как дрожит световой пучок именно при езде по неровным дорогам. Существуют и двухколбовые системы (в основном у Mlux), которые не получили своего распространения.

Светодиодные лампы

К самым молодым лампам относятся светодиодные, или их еще называют LED. Светодиодные лампы могут быть самыми разнообразными. Изначально из-за своей небольшой мощности они использовались в качестве света во вспомогательных осветительных приборах. Но в современном мире с течением времени уже появились наборы для замены штатных ламп головного света.

Работают светодиоды очень просто – под воздействием тока определенной полярности кристаллом полупроводника излучается свет. Источник света может быть любого размера. Его можно масштабировать как по количеству, так и по величине.

Из-за трудности фокусировки большая матрица для фары головного света не подойдет. Но это можно исправить недавно появившимися сверхмощными светодиодами.

У светодиодных ламп множество преимуществ: высокая надежность и экономичность, большой ресурс, небольшой расход энергии (по сравнению с галогеновыми лампами меньше практически в 10 раз).

Светодиод – это токовый прибор и подключение его к источнику питания напрямую не допускается, иначе это может привести к его сгоранию. В связи с этим ставят ограничительный резистор для маломощных ламп вспомогательного освещения. Но для мощных светодиодных ламп он не подходит, поэтому в данном случае используют специальный стабилизатор тока – драйвер. Большинство из драйверов могут работать в большом диапазоне напряжения (в пределах 9-32В). Это дает возможность использовать мощные светодиодные лампы, как на легковых, так и на грузовых автомобилях.

Есть еще несколько недостатков светодиодных ламп: первый - при перегреве выход из строя и второй - строгие требования к полярности подключения. И если второе является больше особенностью, чем недостатком, то первое – это реальный недостаток, который необходимо учитывать, особенно для ламп головного света.

LED-габариты, размещаемые в одной блок-фаре с ближним светом, могут сильно нагреваться за счет работы последнего.

Светодиодные лампы вспомогательного света давно конкурируют с галогенными лампами и уступают им только в цене, зато превосходят их по освещенности и широкому ассортименту.

Бывает, возникает соблазн купить дешевую LED-лампу. Но тогда появляется риск ее быстрого сгорания. Поэтому все-таки лучше один раз выложить приличную сумму и больше не возвращаться к этому вопросу, чем потом мучиться с устранением неполадок или тратиться на новую лампу.

В качестве совета можно рекомендовать: чтобы «габариты», включенные на ночь, не разряжали аккумулятор можно заменить галогеновые лампы в габаритных огнях на светодиодные лампы.

В настоящее время светодиодные лампы головного света пока что представлены или с маленькой мощностью или с высокой ценой. Но со временем по мере их развития ситуация будет меняться.

Типы ламп и цоколей

Существует множество разновидностей ламп, каждая из которых применяется по-своему. Расположение системы освещения всецело зависит от производителя. Именно он решает, что и где будет располагаться (например, что поставить в фары головного света). Одни и те же разновидности ламп могут ставить и для сигналов поворота и для сигналов заднего хода.

Представим основные типы ламп. Лампы с буквой «Н» в начале представлены как галогенные:

1. R2, H1, H3, H4, H7 – это фланцевые лампы. Их можно установить только в одном положении, поворот вокруг оптической оси не представляется возможным. Это происходит из-за необходимости четкой фокусировки пучка. R2 представляет устаревший для двухфазных систем освещения тип.

В четырехфазных системах используются Н1 и Н7. Лампу Н1 используют и для дальнего и для ближнего света, а в совокупности с лампой Н7 она представляет дальний свет или противотуманные фары. Н7 в свою очередь чаще применяют для ближнего света фар, как более современную, из-за меньшего нагрева и большей яркости свечения.

Лампы Н3 в основном используются в противотуманных фарах, а лампы Н4 содержат в себе спирали и для ближнего и для дальнего света. Они завоевывают свою популярность благодаря своей простоте и небольшой цене. Но кроме своих достоинств они имеют существенный недостаток – слабый световой поток (не превышающий 1000 люмен).

2. H8, H9, H11, HB3, HB4, – лампы с пластмассовым уплотнительным патроном. Н8, Н9 и Н11 разработаны на основе Н7. Их используют для современных мощных решений, и для компактных фар в том числе.

Н8 в основном используют для противотуманного или ближнего света, Н9 – исключительно для дальнего света, а Н11 – для любых фар (ближнего и дальнего света, а также для противотуманных фар). Это возможно благодаря высокому ресурсу и соразмеренным характеристикам. Лампы НВ3 применяют для дальнего света, а НВ4 – для ближнего.

3.Лампы с индексом «D» - исключительно ксеноновые. Так как они предназначены для замены штатных ксеноновых ламп, их называют «заводским ксеноном». В каком из видов оптики – линзованной или рефлекторной можно использовать такие лампы, указывают суффиксы R и S.

Черная полоска для правильного формирования светового пучка выступает характерной чертой R-ламп. Кроме того, на них есть пазы на корпусе для отличия. Лампы с суффиксом С имеют определенные цокольные пазы и используются в этих двух видах оптики.

4. Лампы D1R/D1S имеют алюминиевую коробочку с размещенной в ней высоковольтной частью, что снижает возможные помехи для оборудования автомобиля, и не только обеспечивает безопасность, но и увеличивает ее. Плюс ко всему они обладают высоким ресурсом и быстрым розжигом. Такие лампы крупнее аналогов и намного их дороже.

5.Лампы D2R/D2S созданы компанией Philips. Они обрели довольно большую популярность на сегодняшний день. 4300К таких ламп – максимально заявленная яркость свечения для цветовой температуры.

6.Лампы D3R/D3S из-за отсутствия ртути в составе люминофора обладают экологически чистыми колбами. Кроме того, они оснащены высоковольтным блоком в алюминиевой коробке, так же, как и D1R/D1S. Цветовая температура таких ламп обычно приравнена к 4300К.

7. Лампы D4R/D4S в основном можно встретить в автомобилях Toyota и Lexus. Их используют для замены D2R/D2S. Они признаны экологически чистыми из-за отсутствия в их колбах ртути.

Для ламп D1-D2 электрическое напряжение составляет 85В, а для D3-D4 – 45В.

Типы ламп вспомогательного освещения

1. Префикс Т указывает на наличие цоколя, выполненный на одном уровне с колбой (например, T4W).

2.Префикс R указывает на наличие металлического цоколя (около 15мм) и колбы (около 19мм) (например, R5W).

3.Префикс Р указывает на наличие того же цоколя (около15мм), но большей по размеру колбой (до 26,5мм). Такие виды ламп используются для сигналов заднего хода или стоп-сигналов (например, P21W). Если в названии есть дополнительный индекс Y – это указывает на оранжевый цвет, позволяющий их использование в бесцветных фонарях.

4.Префикс SV (или C) – двухцокольные (софитные), использующиеся в качестве подсветки номерных знаков или салона (например, C5W).

5. Индекс W указывает на наличие монолитного цоколя-колбы. Именно поэтому они еще носят название безцокольные. Их часто используют в качестве подсветки панели приборов или габаритных огней.

В названиях ламп часто указывают кроме типа лампы еще и тип цоколя. Каждому типу лампы соответствует свой тип цоколя, которые практически не пересекаются (для H4 это P43t, а для H3 – PK22s). Чтобы не запутаться в таком многообразии цоколей, лучше воспользоваться справочником.

При желании поменять галогенные лампы на светодиодные нужно знать тип лампы и немного разбираться в цоколевке. Существует множество типов LED-ламп и при их выборе нужно помнить некоторые моменты:

  • префикс «BA», указанный в названии цоколя, показывает на штифтовый (байонетный) тип, а цифра – на диаметр цоколя;
  • «BAY» - означает смещение по высоте одного из штифтов (двухнитевые лампы стоп-сигнала);
  • «BAU» - указывает на смещение штифта цоколя по радиусу;
  • буква, указанная после диаметра показывает количество нитей (s (single) – одна нить, d (dual) – две нити). Цоколи софитной лампы - SV7 или SV8,5 (указанная цифра обозначает диаметр).

К одной из характеристик ламп относится и цветовая температура, которая описывает цвет излучаемого света и измеряется в кельвинах.

Галогеновые лампы излучают желтоватый свет, т.к. диапазон их температур равен 3000-4300К. Такой свет лучше использовать при плохих погодных условиях (туман, дождь, снег). Именно поэтому противотуманные фары имеют лампы с желтым светофильтром или желтыми рассеивателями.

Более широкий диапазон (начинающийся обычно от 4300К и заканчивающийся 8000К) имеют ксеноновые и LED-лампы.

Наиболее востребованные модели имеют диапазон 5000-6000К. Но выпускают лампы и с большим диапазоном (в основном для целей тюнинга).

Оптимальным считается белый цвет светового потока. Он по минимуму утомляет глаза и хорошо подсвечивает объекты на дороге (особенно дорожные знаки). А вот эффективность ламп с голубым светом при плохих погодных условиях значительно снижается.

Полезные советы

И напоследок несколько рекомендаций по выбору и эксплуатации автоламп.

  • Прежде всего, всем начинающим автолюбителям LED-ламп нужно запомнить, что светодиод – это токовый прибор и чтобы он продолжал долго и полноценно работать, необходимо стабилизировать ток, а не напряжение. Для этого лучше всего использовать драйвер оптимально подходящей мощности и больше об этом не думать. Часто при подключении через ограничивающие резисторы светодиоды начинают мерцать. Чтобы этого избежать и продлить работу светодиодов, необходимо выполнить рекомендации, указанные выше.
  • Ксеноновые лампы будут отличным приобретением, но только в случае грамотной установки мастером или установки с завода. Омыватель фар и корректор необходимы, иначе неотрегулированная или грязная фара начинает сильно слепить. В связи с этим, рифленый рассеиватель галогенной фары тоже необходимо подвергнуть замене на гладкий. Кроме этого, для завершения процесса необходимо установить хорошие линзы и завершить вопрос ксенонизации.
  • Галогеновые лампы с повышенной мощностью (примерно 90/110ВТ) недопустимо использовать ни при каких обстоятельствах. Есть большой риск испортить проводку, расплавить фару и кроме этого ослепить других водителей. Такие лампы широко применяются в основном только на раллийных автомобилях. Если финансовые возможности не позволяют приобрести и установить ксеноновые лампы, лучше прибегнуть к использованию галогеновых ламп с повышенной световой отдачей (например, +30% и т.д.).
  • При самостоятельной замене галогенных ламп не допускается замасливание колбы, так же, как и нельзя браться за нее руками. Жировые пятна на колбе со временем засохнут, в связи с чем, ухудшится ее прозрачность и увеличится нагрев. Все это может привести к перегоранию.
  • Галогенные и в особенности ксеноновые лампы заменять рекомендуется парами, за исключением случаев, когда произошло случайное перегорание, например по причине брака или какого-либо повреждения.
  • Автолампы выступают важным элементом безопасности. Можно поставить и лампы с фиолетовым световым пучком, но об эффективности освещения такими лампами не может идти и речи. Впрочем, еще возникает вопрос и о законности такого переоборудования.

 

автор: Команда JS-TYUNING